В соответствии с планом работы судебного участка в административно-территориальных границах всего  Шарлыкского района Оренбургской области на 1 полугодие 2019 года помощником мирового судьи  Янкевич О.Н., проведено обобщение практики за 12 месяцев 2018  года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 15 КоАП РФ.

          Цель обобщения: соблюдение сроков при рассмотрении дел об административных правонарушениях, своевременность назначения дел к слушанию, причины отложения рассмотрения и обоснованность прекращения производства по делу.

          Согласно требованиям Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 52 «О сроках рассмотрения судами РФ уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» от 27.12.2007 года несоблюдение сроков рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях существенно нарушает конституционное право граждан на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации.

          К нарушениям законодательства в области налогов и сборов относится лишь часть составов, а не все содержащиеся в главе 15 КоАП РФ.

          Объектом правонарушения дел указанной категории являются отношения в сфере взимания налогов и сборов, а также возникающие при осуществлении налогового контроля в РФ. Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена статьями 15.3 -15.9 и 15.12 КоАП. Субъектами ответственности согласно данным статьям являются должностные лица организаций и граждане.

          Мировым судьей в административно-территориальных границах всего Шарлыкского района Оренбургской области за 12 месяцев 2018 года рассмотрено 678 дел об административных правонарушениях, из них 80 дел об административных правонарушениях в области налогов и сборов.

        Из них по ст. 15.5 КоАП РФ (нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета) – 36 дел, из которых 1 должностному лицу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 рублей в доход государства, 30 должностным лицам назначено наказание в виде предупреждения.

Так, например *** МО «Шарлыкский район» Оренбургской области К.О.Н. несвоевременно представила за администрацию МО «Шарлыкский район» в Межрайонную ИФНС России № 1 по Оренбургской области декларацию по земельному налогу за 2017 г. со сроком представления не позднее 01.02.2018 г., фактически декларация была представлена 21.03.2018 г., тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях -  нарушение сроков  представления налоговой декларации. Исследовав материалы дела, мировой судья приходит к выводу, что вина К.О.Н. в  совершении вменяемого ей правонарушения  в полном объеме доказана материалами дела: протоколом об административном  правонарушении от 20.04.2018 г., в котором изложены обстоятельства совершения  правонарушения, а так же сведениями ИФНС о нарушении срока предоставления  декларации.

При таких обстоятельствах действия К.О.Н. подлежат квалификации по ст. 15.5 КоАП РФ, поскольку она совершила нарушение сроков  представления налоговой декларации.

            При определении вида и размера наказания мировой судья учитывает, что обстоятельств отягчающих или смягчающих ответственность К. О.Н. нет, в связи с чем в отношении нее следует применить наказание в пределах санкции ст. 15.5 КоАП РФ в виде предупреждения.

По ст. 15.6 КоАП РФ (непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля) рассмотрено 41 дело, из которых 40 лицам назначено административное наказание в виде штрафа на общую сумму 12100 руб. в доход государства.

Так, например ***  К. В.С. в нарушение п. 3 ст. 80 НК РФ не представил в Межрайонную ИФНС России № 1 по Оренбургской области в установленный срок не позднее 22 января текущего года сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по состоянию на 01.01.2018 г., тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях -  непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок  оформленных в установленном порядке документов и иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Указанное нарушение подтверждается протоколом об административном правонарушении, а так же приложенными к нему материалами.

Вина К.В.С. в совершенном правонарушении в полном объеме доказана материалами дела, в связи с чем его действия подлежат квалификации по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, так как он совершил непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок оформленных в установленном порядке документов и иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

            При определении вида и размера наказания мировой судья учитывал, что обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность К.В.С. нет, в связи с чем в отношении него было применено наказание в пределах санкции ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в виде штрафа в доход государства.

Кроме того, мировым судьей были рассмотрены следующие дела об административных правонарушениях, предусмотренные главой 15 КоАП РФ  -  по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ (продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны) - рассмотрено 2 дела.

Например, дело № 5-13/18 в отношении Б.Ф.Ф. по которому, при проведении проверки соблюдения законодательства, регулирующего оборот продовольственных товаров, в магазине ИП Б.Ф.Ф., была выявлена реализация пищевых продуктов (рыбы, фруктов и овощей 7 наименований) с нарушением требований  ч. 4.1, 4.2 ст. 4 Технического регламента Таможенного Союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», которые находились в продаже без маркировки, содержащей сведения о пищевой продукции.

Тем самым Б.Ф.Ф. своими действиями совершил административное  правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях - продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны. При решении вопроса о назначении административного наказания мировой судья учитывал, что обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность Б.Ф.Ф. нет, с учетом чего, а так же обстоятельств совершенного правонарушения,  в  отношении  него следует применить административное наказание в пределах санкции, установленной  ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ в виде штрафа.

Санкцией ч. 2 ст. 15.12  предусмотрено назначение дополнительного наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения. Поскольку предметы настоящего административного правонарушения были утилизированы в соответствии с актом от 08.11.2017 г., применение конфискации по данному делу невозможно.   

            Мировым судье судебного участка Шарлыкского района, так же были рассмотрены административные материалы, относящиеся к главе 15 КоАП РФ по ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ (Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации), которые поступили из ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Шарлыкском районе Оренбургской области.

За указанный период мировым судьей рассмотрено 9 административных материала, по которым назначено наказание в виде штрафа в доход государства на общую сумму 2700 руб.

Так например: административный материал в отношении ИП К.Л.А., которая представила в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Шарлыкском районе Оренбургской области в неполном и искаженном виде сведения за декабрь 2016 г. о каждом работающем у нее застрахованном лице, тем самым своими действиями совершила административное  правонарушение, предусмотренное  ст. 15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях - представление в неполном объеме и в искаженном виде в орган Пенсионного фонда Российской Федерации  сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ заключается в непредставлении в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказе от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представлении таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). Как следует из материалов дела, ИП К.Л.А. в нарушение указанных требований закона представила в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Шарлыкском районе Оренбургской области в неполном и искаженном виде сведения за декабрь 2016 г. о каждом работающем у нее застрахованном лице.

Вина К.Л.А. в совершении вменяемого ей в вину административного правонарушения в судебном заседании была  доказана в полном объеме, которая подтверждается  исследованными материалами дела.

            При решении вопроса о назначении административного наказания мировой судья учитывал, что обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность К.Л.А. нет, с учетом чего, а так же обстоятельств совершенного правонарушения,  в  отношении  нее было применено административное наказание в пределах санкции, установленной  ст. 15.33.2 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 300 рублей в доход государства. 

         Из рассмотренных по главе 15 КоАП РФ дел об административных правонарушениях возвращенных в орган, составивший протокол  об административном правонарушении для исправления недостатков за указанный период не было.

            Структура мер наказания за административные правонарушения по главе 15 КоАП РФ является следующей:

   штрафы – в отношении 43 лиц, что составляет 31.39 %. от общего числа лиц, подвергнутых наказанию,  предупреждение – в отношении 30 лиц, что составляет 21.9%. Штрафы были наложены на общую сумму 25600 руб.

           Действия лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные по гл. 15 КоАП РФ,  не  переквалифицировались. Постановления мирового судьи в апелляционной инстанции не обжаловались. Прекращенных за указанный период было 4 административных дела.         

В целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.

          Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.1 КоАП РФ судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным и не было признано судом обязательным (часть 3 статьи 25.1 КоАП РФ); этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

        За анализируемый период мировым судьей было рассмотрено 12 дел об административных правонарушениях в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.

        Итоги проведенного обобщения свидетельствуют о том, что подготовка к рассмотрению дел начиналась в короткие сроки после поступления мировому судье протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

         Во всех делах об административных правонарушениях имеются све­дения об извещении участников производства о времени и месте рассмот­рения дела, строго соблюдаются сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 15  КоАП РФ.

Фактов волокиты при рассмотрении  мировым судьей дел об административных правонарушениях либо рассмотрения с нарушением установленного законом сроков,  не имелось.

Помощник мирового судьи                                                Янкевич О.Н.