За излишне затонированные передние стекла автомобилисты могут лишиться регистрационных знаков. А могут их и не лишиться. Каким образом будут осуществляться на практике новые нормы КоАП, которые вступают в силу в ночь с субботы на воскресенье?

Для начала о самих нормах. В разы выросли штрафы за нарушения правил остановки и стоянки автомобилей. За несоблюдение требований знаков или разметки в этом случае водителю придется заплатить 1500 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге - 3000 рублей. Раньше за это нарушение предусматривалось 300 рублей штрафа. Кстати, впервые в России штрафы будут отличаться по регионам.

Резко увеличена ответственность за движение по полосе общественного транспорта, а также за остановку на ней в нарушение правил. Теперь оно обойдется водителю штрафом в 1500 рублей вместо прежних 300. Для Москвы и Санкт-Петербурга это нарушение будет стоить аж 3000 рублей. Примечательно, что по Правилам дорожного движения такси разрешается выезжать и останавливаться на этих полосах, кроме тех случаев, когда над ними висит знак кирпич. Каким образом таксисты в столице будут подбирать пассажиров, не нарушая правила - неизвестно.

Впервые появляется пункт, который отдельно прописывает наказание за нарушение правил парковки на трамвайных путях или далее первой полосы движения. Теперь во втором ряду не встанешь: 1500 рублей для всех регионов и 3000 рублей для двух столиц - вынь да положь.

Надо сказать, что нарушение парковки чревато не столько штрафом, сколько последствиями. В обеспечение меры во всех перечисленных случаях будет производиться задержание транспортного средства. То есть эвакуаторы и штраф-стоянки расцветут пышным цветом. Дело в том, что статья 27.13 КоАП теперь изложена в новой редакции. За транспортировку транспортного средства и его хранение на спецстоянке придется платить хозяину автомобиля. А сумму оплаты этих услуг и порядок транспортировки и хранения должны установить регионы собственными нормативными актами.

По данным ГИБДД, которые озвучил заместитель главного госавтоинспектора страны Владимир Кузин, мониторинг, проведенный автоинспекцией, показал, что соответствующие законы приняты лишь в 21-м федеральном округе. Еще столько же находится в каких-либо чтениях. Однако, по словам Кузина, уже есть договоренности с Генпрокуратурой, и она уже разослала по регионам своим прокурорам указания, как поступать в том случае, если после вступления в силу последней части КоАП у местных властей не окажется законов, соответствующих новым требованиям. Но это тема для другого материала.

Процесс задержания довольно прост: сотрудник ГИБДД выявляет нарушение, оформляет его, приезжает эвакуатор, на него грузится автомобиль и отправляется на спецстоянку. Однако водитель, успевший прибежать до момента эвакуации, может отделаться только штрафом. Отменить решение о задержании может инспектор, который оформлял документы и следил за погрузкой. Как только эвакуатор тронулся с места, останавливать его никто не будет. Вызволять машину вам придется уже со спецстоянки, как минимум оплатив услуги доставки его туда.

Наиболее всего и водителей, и журналистов задела строгая норма за тонировку стекол. Напомним, что за это нарушение грозит не только штраф, но и запрещение эксплуатации автомобиля со снятием регистрационных знаков. Однако у водителя есть возможность отделаться только штрафом. Если он на месте выявления нарушения сам, не откладывая в долгий ящик, освободит излишне затонированные стекла от пленки. Инспектор тут же еще раз проверит пропускаемость стекол и не станет требовать скручивать номера.

Такому нарушителю придется оплатить только штраф. Надо сказать, что если у вас сняли номера за излишнюю тонировку, то у вас есть сутки на то, чтобы устранить неисправность. Сняв пленку, вы приедете в то самое ГИБДД, которое задержало ваши номера, сотрудник снова проверит светопропускаемость и, при нормальных показателях, вам вернут номера. Одна интересная деталь: на уплату штрафа у вас есть 30 суток. Для возврата номеров предъявлять квитанцию об оплате штрафа не требуется.

В соответствии с регламентом о дорожно-патрульной службе, проверять затемненность стекол на соответствие требованиям техрегламента могут и сотрудники ДПС, при наличии у них соответствующих приборов.

Но тут встает другой вопрос: что будут делать сотрудники ДПС, встретив на своей дороге наглухо затонированную машину полиции или автомобиль, за рулем которого прокурор, судья или депутат... По сути, заставить их снять тонировку, а тем более номера сотрудник ГИБДД не имеет ни малейшего права. Вряд ли он будет писать рапорт руководству о подобной встрече.

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N5817 от 27 июня 2012 г., текст В. Баршев