Водитель или автовладелец имеет право требовать компенсации морального ущерба, если к ответственности его привлекли незаконно. Такое решение принял Верховный суд, рассматривая дело некоего Б., которого наказали за то, что он управлял автомобилем якобы без водительского удостоверения.

Дело произошло еще в 2018 году. Тогда водителя в Ставропольском крае остановил инспектор. И, проверив документы, решил, что водить автомобиль в России этот водитель не может. На таком основании он отстранил водителя от управления, машину отправил на штрафстоянку. А в отношении водителя оформил протокол по части 1 статьи 12.7 Кодекса об административных правонарушениях.

Районный суд признал этот протокол незаконным и освободил водителя от ответственности. Дело в том, что права у него были. Но - выданные другим государством. У него были бельгийские права. Но, кроме того, у него был перевод этих прав, заверенный нотариусом. Срок их действия не истек, а поэтому управлять автомобилем он вполне имел право. О чем, наверное, не знал инспектор.

Именно по этой причине районный суд отменил решение ГИБДД. Однако пострадавший на этом не остановился. Он потребовал возместить ему затраты на юридическую помощь, а также компенсировать моральный ущерб. В конце концов, ему пришлось восемь месяцев ходить пешком. Он не имел возможности даже детей довезти до школы, хотя машина вроде, как и есть.

Примечательно, что все суды согласились с тем, что водителю необходимо компенсировать его затраты на юридические услуги в размере 25 тысяч рублей. А вот моральный ущерб компенсировать отказались. Точнее, апелляционный суд с этим требованием согласился, снизив его с запрашиваемых 50 тысяч рублей до 3 тысяч. Но кассационный это требование вовсе отменил, оставив в силе только компенсацию юристам.

А основанием для отмены было то, что инспектор действовал в рамках своих полномочий. Вред, причиненный сотрудниками органов внутренних дел, якобы возмещается только при наличии их вины. А этого в материалах дела не усматривается.

Но Верховный суд не согласился с такой позицией. "В случае незаконного привлечения к административной ответственности наличие нравственных страданий предполагается", - указал он. И доказыванию подлежит лишь сам факт нарушения или незаконного ограничения прав потерпевшего.

При этом размер компенсации должен быть адекватным и реальным, поскольку присуждение чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы означало бы игнорирование требований закона и приводило бы к отрицательному результату, создавая у потерпевшего впечатление пренебрежительного отношения к его правам, - также указал ВС.

Дело вернули на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию. Очевидно, что она учтет пожелания Верховного суда. Но в какую сумму компенсации морального ущерба это выльется, пока говорить преждевременно.

Российская газета, выпуск № 68 от 30.03.2023 г.