МВД России предложило наделить сотрудников полиции полномочиями по рассмотрению административных дел, связанных с неисполнением требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенных по неосторожности. В случае одобрения инициативы указанные должностные лица также смогут возбуждать административные дела (то есть составлять протоколы), если то же деяние совершено повторно по неосторожности или впервые, но умышленно. А рассматривать умышленные и совершенные повторно проступки, как и сегодня, будут суды (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Уведомление о разработке соответствующего законопроекта было размещено для общественного обсуждения, которое завершится 22 августа.

Необходимо отметить, что под понятие требований транспортной безопасности подпадает значительное количество обязательных правил различной направленности. Это могут быть, к примеру, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) или требования по обеспечению транспортной безопасности объектов соответствующей инфраструктуры (ч. 1-2 ст. 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности"; далее – закон о транспортной безопасности). Кроме того, существуют требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах (ч. 4 ст. 8 закона о транспортной безопасности). Во всех случаях конкретные требования устанавливает Правительство РФ.В настоящее время полномочиями по рассмотрению и возбуждению административных дел, связанных с неисполнением требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенных по неосторожности, наделен Ространснадзор (ч. 1 ст. 23.36 КоАП РФ). Автор инициативы считает, что это порождает существенные проблемы, поскольку объекты транспортной инфраструктуры, где совершаются такие деяния, значительно удалены от территориальных подразделений Ространснадзора. Также МВД России обратило внимание на то, что субъекты указанных правонарушений специфичны: это либо иногородние лица, либо следующие транзитом пассажиры. В связи с этим, по мнению разработчика документа, затруднена явка правонарушителя на рассмотрение дела об административном правонарушении, что может привести к нарушению сроков рассмотрения дела. А в случае одобрения инициативы такие дела будут рассматриваться на месте совершения проступка.

Кроме того, автор указал, что в связи с отсутствием у сотрудников полиции полномочий по возбуждению дел указанной категории невозможно административное задержание нарушителей. А оно, по мнению инициатора, позволило бы установить причины и условия совершения деяния, отягчающие и смягчающие обстоятельства, определить ущерб и т. д.

Отмечается, что большая часть умышленных несанкционированных проникновений в зоны транспортной безопасности в основном совершается вечером и ночью, в то время как работа должностных лиц Ространсандзора осуществляется исключительно в дневное время суток. Также автор отметил, что сегодня материалы об административных нарушениях в основном направляются нарушителям заказным письмом, а это означает высокие финансовые затраты на почтовую пересылку.