Проведено обобщение судебной практики по рассмотрению дел об административных правонарушения, предусмотренных ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ за 2019-2020 г.г. Поскольку противоправный выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, представляет повышенную опасность для жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, так как создает реальную возможность лобового столкновения транспортных средств, сопряженного с риском наступления тяжких последствий, цель обобщения – проследить почему же водители нарушают ПДД?

Часть 4 ст.12.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, не связанный с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия. По части 4 статьи 12.15 КоАП РФ следует квалифицировать прямо запрещенные ПДД действия, которые связаны с выездом на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения.

Нарушение водителями требований дорожных знаков или разметки, которые повлекли выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, также следует квалифицировать по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, поскольку эта норма является специальной по отношению к статье 12.16 КоАП РФ.

Такие ситуации могут возникнуть, например, при движении по дороге с одной полосой движения для каждого направления в результате нарушения требований дорожных знаков: 3.20 "Обгон запрещен", 3.22 "Обгон грузовым автомобилям запрещен", 5.11 "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств", а также дорожной разметки 1.1. Нарушение водителем требований дорожного знака 3.1 "Въезд запрещен", повлекшее движение во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения, также образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Санкция ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, предусматривает назначение наказания в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

При этом повторное совершение указанного административного правонарушения влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

За 2019 г. на судебном участке всего Шарлыкского района Оренбургской области по ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ было рассмотрено 08 дел об административном правонарушении, за 2020 г.- 06 дел об административном правонарушении.

По всем 14 делам было назначено наказание в виде штрафа в сумме 5000 рублей. Дела данной категории за анализируемый период не обжаловались. Прекращенных и возвращенных дел, на судебном участке не имелись.

Среди изученных в ходе проведенного обобщения административных дел по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, находившихся на рассмотрении на судебном участке мирового судьи всего Шарлыкского района Оренбургской области, органами ГИБДД в качестве доказательств, как правило использовались такие материалы, как протокол об административном правонарушении, относящийся к основному источнику доказательств, рапорт сотрудников ГИБДД, схемы совершения правонарушения и дислокации дорожных знаков, объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, показания свидетелей, а так же видеосъемка движения автомашин нарушителей.

Наиболее частные случаи дорожных ситуаций, когда водители совершают обгон с выездом на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, с пересечением линии горизонтальной дорожной разметки 1.1 Приложения № 2 к Правилам дорожного движения РФ. Хотя на основании п. 1.3 Правил дорожного движения РФ водители обязаны знать и соблюдать требования Правил, дорожных знаков и дорожной разметки. На основании п. 1.2 ПДД РФ, обгоном признается опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). Горизонтальная разметка 1.1 Приложения 2 к ПДД РФ - разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств. Пересечение линии 1.1 запрещено.

Так например, постановлением мирового судьи от 07.12.2020 г. было установлено, что 15.40 час. на *** км. а/д *** на территории *** района Оренбургской области К. Н.Н., управляя автомобилем *** г.н. ***, в нарушение п. 1.3 ПДД, совершил обгон в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен» с пересечением сплошной линии разметки 1.1 ПДД, то есть в случае, запрещенном ПДД, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ – выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения. В вину К.Н.Н. вменяется нарушение п. 1.3 ПДД, требований дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен», а так же пересечение дорожной разметки 1.1 ПДД, которая разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен. В соответствии с п. 1.3 Правил дорожного движения, утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» (далее ПДД), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требовании Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки… Дорожный знак 3.20 «Обгон запрещен» содержит запрет на обгон транспортных средств в зоне действия этого знака.В соответствии с Приложением № 2 к ПДД РФ дорожная разметка 1.1 ПДД разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен. Из разъяснений, содержащихся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ» следует, что по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ подлежат квалификации действия, которые связаны с нарушением водителями требований ПДД, дорожных знаков или разметки, повлекшим выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи. Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожной разметки 1.1 (разделяющей транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. При таких обстоятельствах действия К.Н.Н. подлежат квалификации по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, поскольку он совершил выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения. При назначении административного наказания мировой судья учитывает, что обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность К.Н.Н. нет, в связи с чем в отношении было применено административное наказание в пределах санкции, установленной ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Следует отметить, что характерных нарушений закона и недостатков материалов об административных правонарушениях указанной категории, допускаемых органами ГИБДД, в ходе проведенного обобщения выявлено не было.

Все административные дела изучаемой категории в исследуемом периоде рассмотрены на судебном участке всего Шарлыкского района Оренбургской области с соблюдением срока, установленного ст. 29.6 КоАП РФ.

Мировой судья рекомендует сотрудникам ГИБДД при составлении протоколов об административных правонарушения, предусмотренных ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ, в целях правильного и своевременного разрешения дела прилагать к каждому административному материалу изучаемой категории дел, направляемому для рассмотрения мировому судье – дислокацию дорожной разметки, а в случае не согласия водителя с правонарушением, в обязательном порядке отбирать объяснения у водителя транспортного средства, обгон которого был произведен.

Анализ: как показало изучение практики, около 90 % водителей признают свою вину, согласны с протоколами об административном правонарушении, составленными по факту выявленного правонарушения сотрудниками ГИБДД, большинство из них поясняют, что нарушил Правила Дорожного Движения, выехав на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, в воне действия дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен», либо с пересечением сплошной линии горизонтальной разметки, так как торопился, не заметил знак, раскаиваются в совершенном правонарушении.

Помощник мирового судьи Янкевич О.Н.