В соответствии с планом работы судебного участка в административно-территориальных границах всего  Шарлыкского района Оренбургской области на 2 полугодие 2017 года помощником мирового судьи  Янкевич О.Н.  проведено обобщение практики за 9 месяцев 2017  года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 15 КоАП РФ.

Цель обобщения: соблюдение сроков при рассмотрении дел об административных правонарушениях, своевременность назначения дел к слушанию, причины отложения рассмотрения и обоснованность прекращения производства по делу.

Согласно требованиям Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 52 «О сроках рассмотрения судами РФ уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» от 27.12.2007 года несоблюдение сроков рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях существенно нарушает конституционное право граждан на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации.К нарушениям законодательства в области налогов и сборов относится лишь часть составов, а не все содержащиеся в главе 15 КоАП РФ.

Объектом правонарушения дел указанной категории являются отношения в сфере взимания налогов и сборов, а также возникающие при осуществлении налогового контроля в РФ. Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена статьями 15.3 -15.9 и 15.11 КоАП. Субъектами ответственности согласно данным статьям являются должностные лица организаций и граждане.

Мировым судьей в административно-территориальных границах всего Шарлыкского района Оренбургской области за 9 месяцев 2017 года рассмотрено 412 дела об административных правонарушениях, из них 33 дела об административных правонарушениях в области налогов и сборов.

Из них по ст. 15.5 КоАП РФ (нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета) – 9 дел, из которых 1 должностному лицу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 рублей в доход государства, 8 должностным лицам назначено наказание в виде предупреждения.Так, например административный материал в отношении Х.В.Е. руководителя КФХ, который несвоевременно предоставил в налоговую инспекцию, декларацию по транспортному налогу за 2015 г. Из материалов дела установлено, что руководитель КФХ представил декларацию 04.02.2016 г., то есть с нарушением установленного срока, что подтверждалось протокол об административном правонарушении, в котором изложены обстоятельства совершения правонарушения, а так же сведениями ИФНС о нарушении срока предоставления декларации. При таких обстоятельствах  действиях Х.В.Е. подлежат квалификации по ст. 15.5 КоАП РФ. При определении вида и размера наказания мировой судья учитывал, что обстоятельств отягчающих или смягчающих ответственность Х. В.Е. нет, в связи с чем в отношении него было применено наказание в пределах санкции ст. 15.5 КоАП РФ в виде предупреждения.По ст. 15.6 КоАП РФ (непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля) рассмотрено 1 дело, по которому было вынесено наказание в виде предупреждения.Кроме того, мировым судьей были рассмотрены следующие дела об административных правонарушениях, предусмотренные главой 15 КоАП РФ  -  по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ (продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны) рассмотрено 1 дело – в отношении Т.Е.И., которая своими действиями совершила административное  правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях - продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны. 13.03.2017 г. при проведении проверки соблюдения законодательства, регулирующего оборот продовольственных товаров, в отношении ИП Т.Е.И., осуществляющей предпринимательскую деятельность в магазине «В»,  в нарушение п. 1.4 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (утв. Решением Комиссии ТС от 28.05.2010 г. № 299), была выявлена реализация стеклоомывающей жидкости «Сокол» без указания на потребительской маркировке даты изготовления продукции, перечня ингредиентов, входящих в состав, с указанием содержания их в процентах.  Мировой судья,  исследовав материалы дела,  пришел к следующему.Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, образуют действия по продаже товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.В соответствии  с п. 1.4 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (утв. Решением Комиссии ТС от 28.05.2010 г. № 299), потребительская маркировка товаров бытовой химии должна содержать, в том числе дату изготовления продукции, перечень ингредиентов, входящих в состав, с указанием содержания их в процентах. Статьей 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязаны предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товаре, установленную Правительством РФ.  Как следует из акта проверки от 13.03.2017 г., проведенной ведущим специалистом-экспертом ЦТО Управления Роспотребнадзора в магазине «В» ИП Т. Е.И. в продаже выявлена стеклоомывающая жидкость «Сокол» без указания на потребительской маркировке даты изготовления продукции, перечня ингредиентов, входящих в состав, с указанием содержания их в процентах. С результатами проверки Т. Е.И., являющаяся ответственной за соблюдение указанных требований законодательства, согласилась, при составлении протокола об административном правонарушении  замечаний в связи с выявленным административным правонарушением от нее так же не поступило.  Таким образом,  вина  Т. Е.И. в совершении вменяемого ей в вину административного правонарушения в судебном заседании доказана в полном объеме, подтверждается  исследованными материалами дела, ее действия подлежат квалификации по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ как продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны. При решении вопроса о назначении административного наказания мировой судья учитывает, что обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность Т. Е.И. нет, с учетом чего, а так же обстоятельств совершенного правонарушения,  в  отношении  нее следует применить административное наказание в пределах санкции, установленной  ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей в доход государства с конфискацией предмета административного правонарушения - стеклоомывающей жидкости «Сокол» объемом 5 л., находящейся на хранении у ИП Т. Е.И. Мировым судье судебного участка Шарлыкского района, так же были рассмотрены административные материалы, относящиеся к главе 15 КоАП РФ по ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ (Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации), которые поступили из ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Шарлыкском районе Оренбургской области. За указанный период мировым судьей рассмотрено 22 административных материала, по которым назначено наказание в виде штрафа в доход государства в размере 300 рублей. Так например: административный материал в отношении ИП К.Л.А., которая представила г. в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Шарлыкском районе Оренбургской области в неполном и искаженном виде сведения за декабрь 2016 г. о каждом работающем у нее застрахованном лице, тем самым своими действиями совершила административное  правонарушение, предусмотренное  ст. 15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях - представление в неполном объеме и в искаженном виде в орган Пенсионного фонда Российской Федерации  сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ заключается в непредставлении в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказе от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представлении таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде. В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Как следует из материалов дела, ИП К.Л.А. в нарушение указанных требований закона представила в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Шарлыкском районе Оренбургской области в неполном и искаженном виде сведения за декабрь 2016 г. о каждом работающем у нее застрахованном лице. Вина К.Л.А. в совершении вменяемого ей в вину административного правонарушения в судебном заседании была  доказана в полном объеме, которая подтверждается  исследованными материалами дела. При решении вопроса о назначении административного наказания мировой судья учитывал, что обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность К.Л.А. нет, с учетом чего, а так же обстоятельств совершенного правонарушения,  в  отношении  нее было применено административное наказание в пределах санкции, установленной  ст. 15.33.2 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 300 рублей в доход государства. Из рассмотренных по главе 15 КоАП РФ дел об административных правонарушениях возвращенных в орган, составивший протокол  об административном правонарушении для исправления недостатков за указанный период не было.

Структура мер наказания за административные правонарушения по главе 15 КоАП РФ является следующей:

штрафы – в отношении 24 лиц, что составляет 72,7 %. от общего числа лиц, подвергнутых наказанию,  предупреждение – в отношении 9 лиц, что составляет 27,3%.  Штрафы были наложены на общую сумму 11900 руб.

Действия лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные по гл. 15 КоАП РФ,  не  переквалифицировались. Постановления мирового судьи в апелляционной инстанции не обжаловались. Производство по вышеуказанным делам об административном правонарушении не прекращались.

В целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.1 КоАП РФ судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным и не было признано судом обязательным (часть 3 статьи 25.1 КоАП РФ); этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

 За анализируемый период мировым судьей было рассмотрено 8 дел об административных правонарушениях в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.

 Итоги проведенного обобщения свидетельствуют о том, что подготовка к рассмотрению дел начиналась в короткие сроки после поступления мировому судье протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

 Во всех делах об административных правонарушениях имеются све­дения об извещении участников производства о времени и месте рассмот­рения дела, строго соблюдаются сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 15  КоАП РФ.

Фактов волокиты при рассмотрении  мировым судьей дел об административных правонарушениях либо рассмотрения с нарушением установленного законом сроков,  не имелось.

Выводы и предложения

Результаты настоящего обобщения обсудить на служебном совещании.

Разместить обобщение на интернет-сайте судебного участка Шарлыкского района.

  Помощник мирового судьи                                                Янкевич О.Н.